ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Администрации Свердловского муниципального округа
Луганской Народной Республики

Мы чтим память Свердловского подполья!


2016-05-06 11:42:00

Мы не вправе забыть подвиг наших жителей, которые ценой собственной жизни добивались Победы над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Что можно сделать для свердловских ребят-подпольщиков, чьи жизни оборвались в шурфе шахты №14-17 в феврале 1943 года?  Почтить память.

В канун празднования Дня Победы Свердловское городское управление юстиции, совместно с Генеральной прокуратурой ЛНР и Общественным движением «Мир Луганщины» организовали субботник по благоустройству территории мемориала героям Свердловского подполья. 



Бесчисленное количество подвигов было совершено за годы Великой Отечественной Войны. Не стали исключением и жители военного города Свердловска.

Оккупация города продолжалась  с 22 июля 1942 г.  по 15 февраля 1943 г. В это время на  территории Свердловска действовали молодёжные патриотические отряды, руководимые первым секретарём райкома комсомола Игорем Бабарицким, и на станции Должанской - вторым секретарём райкома комсомола Григорием Романченко и Дмитрием Калашниковым. Отряды подчинялись единому городскому штабу подпольщиков.

Григорий Романченко был начальником штаба партийно-комсомольского подполья в оккупированном Свердловске.  Когда в июле 1942 года в город пришли немцы, Григорию исполнился двадцать один год. Незадолго до оккупации Григория Романченко и первого секретаря райкома комсомола Игоря Бабарицкого вызвали в Луганск, где дали задание по организации подпольной работы. Игорь тогда уже был членом ВКП(б), а Гриша – кандидатом. Так что Свердловское подполье можно смело назвать, с самого начала его деятельности, партийно-комсомольским.

После войны в немецких архивах нашли документы, в которых гитлеровцы сравнивали наше Свердловское подполье с кубанскими партизанами. И те и другие, по их данным, немало им навредили. Организация была сильная: если бы в конце января 1943 года наших ребят не схватили, то под их руководством вспыхнуло бы восстание, практически к этому времени подготовленное. Виктора и Валентина Тупиченко, Николая и Ивана Шесталовых, Сергея Тишакова внедрили на станцию Должанская путевыми рабочими, они следили за немецкими перевозками. Наши ребята не раз пускали под откос вражеские эшелоны.

Например, между станциями Вальяновской и Дарьевской, они сумели передать советскому командованию в самый разгар событий на Волге информацию о переброске немцами танков «тигр» в район Сталинграда. 7 ноября 1942 года, в честь 25-й годовщины Октябрьской революции подняли красный флаг над биржей труда, которая находилась в здании треста «Свердловуголь». Передавали пленным еду, одежду, весточку от родных, устраивали побеги узников, совершали налёты на концлагеря. Кстати, один из концлагерей в Свердловске находился на нынешней площади Мира и далее, приблизительно до улицы Клары Цеткин. Рядом – дом коменданта, сейчас этот одноэтажный особняк занимают пограничники ЛНР.

Врач-инфекционист Александра Мартынова и врач-хирург Мария Саянова выдавали женщинам и подросткам медицинские справки, по которым запрещалась их отправка в Германию. Патриоты установили связь с лагерями военнопленных и прятали сбежавших из лагерей. Об этом подробно написал наш земляк П.И. Цупко в очерке "Не рекомендовано ворушить".

Подпольный штаб Свердловских патриотов регулярно слушал сводки Совинформбюро. Полученные сводки надо было донести до людей. С листовками – отдельная история. Однажды подпольщики собирали уголь, где стояла высокая труба котельной литейного цеха. Во время ветреной погоды они заглянули в трубу, и у одного из мальчишек тягой потащило кепку вверх. Там её подхватил поток воздуха и унёс ввысь.

Вот так и появилась идея распространять листовки при помощи трубы. Труба высокая, сложена по всем правилам, тяга в ней была сильнейшая. И летели листовки подпольщиков прямо к самому людному месту города - базару. Сразу возник слух, что «наши их разбрасывают с бесшумного и невидимого самолёта». Раз пять так запускали. Потом кто-то из полицаев приметил, откуда летят листовки, доложил в комендатуру, и немцы установили у этой точки наблюдение.

16 января был выслежен и арестован Игорь Бабарицкий, а 20 января, после поездки за оружием в село Бирюково, арестованы Д. Калашников, Г. Романченко, Г. Бережной, В. Буханько, Ф. Багнюк и другие наиболее активные члены молодёжной подпольной группы. Сутками их подвергали допросам, издевательствам, зверским избиениям и изощрённым пыткам. Патриоты держались стойко. Д. Калашникову во время пыток переломали суставы ног. Г. Бережному отбили лёгкие, и он заливался при дыхании кровью. У Г. Романченко прожгли железом живот.

Накануне расстрела Г. Бережной своей кровью рисует танк с надписью: "Смерть немецким оккупантам!" Л. Бабарицкая, которой в день расстрела 26 января 1943 года исполнилось 20 лет, написала накануне смерти гвоздём на стене камеры: "Сегодняшний день, день моего двадцатилетия, отмечается тем, что я иду умирать за Родину, за Сталина!"

С 21 января по 11 февраля 1943 года были арестованы, зверски замучены, а затем сброшены участники подполья в шурф шахты №14-17. Всего же за 7 месяцев оккупации, фашисты расстреляли и сбросили в шурф - 377 человек, 4534 жителя были угнаны в Германию, многие из них попали в концлагеря. В 60-е годы на месте казни в городе Свердловске был установлен Мемориал памяти...
 
Алексей Жадан, начальник Свердловского городского управления юстиции
 

<<<Назад