ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Администрации Свердловского муниципального округа
Луганской Народной Республики

Обращения Граждан

ОБЗОР ПРЕССЫ «ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС»: «Жизнь посвятил шахте и ни о чем не жалею»


2024-08-25 11:00:00

Приближается День шахтера, значимый праздник для каждого жителя Донбасса. Виктор Федорович Горжий, о котором пойдет речь, не просто Почетный гражданин Червонопартизанска, он – легенда этого города, шахты «Красный Партизан» и всего угольного объединения Свердловска. За огромный вклад в работу предприятия и трудовые заслуги он награжден Орденом Трудового Красного Знамени, является полным кавалером «Шахтерской славы», за выдающиеся достижения награжден знаком «Шахтерская доблесть».



Несмотря на то, что ему скоро исполнится 93 года, он уверенно и с удовольствием идет по жизни. По словам его жены Надежды Васильевны – это не много, если мужчина мыслит, действует, любит жизнь, принимает решения, ежедневно выполняет какую-то работу, активно интересуется происходящими событиями и во всех отношениях адекватен. А еще – за рулем, проезжая мимо женщин, отмечает их красоту! Он технарь до мозга костей, а мозг его работает так, как у молодого человека.
   Его природная скромность переплетается с полной самоотдачей к делу, которым занят. Сама судьба вела его по жизни, не давая выбора. В Баку прямиком из детприемника его взяли учеником электрика в контору ремонта капитальных скважин. Уже тогда он чувствовал влечение к автоматике и технике. Одно то, что первую премию в размере 5 тысяч рублей при зарплате в 60 рублей он получил в 18 лет, говорит о многом: «За создание безопасного устройства для опасной лебедки» для нефтяников. На львиную долю от этой суммы пришлось купить облигации государственного займа, которые до сих пор лежат в коробочке. А после природный дар созидателя, конструктора и рационализатора он использовал на протяжении 57 лет работы на шахте. Его разработки были настолько фантастическими, что профессионалы, не веря в реализацию идей, приезжали на «Красный Партизан», чтобы убедиться, что это реальность.
   Опытом работы группы, возглавляемой Виктором Федоровичем, пользовались во всем Советском Союзе, его схемы автоматизации были выставлены на ВДНХ СССР. Будущие кандидаты и доктора наук безвозмездно получали от него чертежи и расчеты, на основе которых защищали свои диссертации.
Возраст и жизнь его достойны и серьезны, но в разговоре с женой улавливаются нежность и тепло. Они перебрасываются фразами, полными интеллекта, юмора и взаимопонимания. Уникальный, удивительный – он и теперь молод душой. Поэтому первый мой вопрос к этому человеку был о том, в какой семье рождаются такие таланты.

«Я на судьбу не жалуюсь»
   – Отец по призыву служил на флоте, перед войной окончил Ленинградскую Академию, был капитаном 2 ранга (подполковник). Отрывки о нем в памяти короткие, яркие: будит меня утром, садит на плечи, и мы идем купаться. Я сижу на шее отца, он заходит в воду, плывет, уверенно гребет руками, а вокруг нас бескрайнее море и небо – какое счастье это было!
   В начале 1942 семью эвакуировали в Узбекистан, где жили дружелюбные люди. Огромный наплыв эшелонов товарных вагонов с беженцами, не приспособленными к климату. Мать, пытаясь прокормить младшую сестру, отдала меня в детский дом, откуда 12-летнего забрали учеником на предприятие. Потом товарищ отца определил меня юнгой на торпедный катер. Мать была мастерицей, перешила мне форму из отцовской, а бескозырку выдали на корабле.
   При призыве в армию выбора не было: на станции Баладьяры офицер с кортиком на боку выбрал коренастого паренька, и так Виктор оказался на флоте. Служил на корабле-тральщике, который тралил якорные, акустические мины. В 1953 году его отобрали на строительство самых современных на то время кораблей, больших охотников за подводными лодками, на верфи под Казанью. Готовый корабль на буксире доставили в Севастополь, и, отработав все военные задачи, по максимуму боеспособным, он вошел в систему Черноморского флота.
   По словам моего собеседника, «в море нельзя спрятаться куда-то. Сплоченность, взаимовыручка, взаимопонимание, когда не надо слов – одного взгляда или поступка достаточно, чтобы прийти на помощь. Флот объединяет и воспитывает особый характер, который останется на всю жизнь». После 5 лет службы демобилизовался в Севастополе, где когда-то, по пути в роддом, появился на свет на катере, в этом же городе погиб и его отец.

Комсомольцы-добровольцы
   – Знаю, что море – это лучшее, что создала природа, но решил остаться на «гражданке», отозвался на призыв «Комсомольцы на строительство шахт Донбасса». В 1956 году строились шахты Харьковская, обе Провальские, но я попал на уже благоустроенную шахту №10 имени Володарского. В поселке были нормальные дороги, две столовых, хорошая больница, школа-десятилетка. Трудящихся доставляли на работу автобусами.
   Нас в комнате было 8 человек, через год я остался один – разбежались комсомольцы, закончился энтузиазм, поняли, что шахта – это трудности. Работал слесарем в лаве, электроцехе, при главном энергетике Попандопуло, а главным механиком был Абрам Ефимович Гольдин. Там я увлекся и собрал группу толковых парней, с которыми разрабатывали проекты, чтобы диспетчер знал многое о происходящем на производстве: включился ли скиповый подъем, работают ли машины по выдаче породы на террикон, когда, допустим, включился и сколько проработал комбайн и т. д. У меня все получалось. Позже все эти разработки я перенес на «Красный Партизан».

Шахта как место для реализации
   По приказу управляющего трестом Григория Григорьевича Дрогаля, «Красный Партизан», где директором тогда был Игорь Борисович Балашов, готовили к посещению конгрессменов. За два года до события мне поступило предложение возглавить все организации, которые будут работать на подготовку шахты ко всемирному конгрессу. Я управляющему прямо сказал, что хочу иметь трехкомнатную квартиру, ведь мы с семьей жили на съемной. При мне был звонок в горком партии, и у нас появилось свое жилье. Будучи уже дипломированным инженером, стал помощником главного механика по автоматике.
   Шахта была достаточно молодая. Понятно, что иностранных гостей интересовало техническое оснащение: какие комбайны, конвейеры, средства автоматики и управления, имеет ли диспетчер информацию обо всем, что делается под землей. Подобрался коллектив классных слесарей, в котором были: Василий Сафин, Алексей Колотухин, Василий Шабунин, Дмитрий Фафурдинов, Вадим Коноваленко, Петр Перехрест и Борис Михальцов. Нам построили цех, «добывая» на заводах страны аппаратуру, я постепенно его оснастил. Мне кажется, я тогда вообще не уходил с работы, похудел на 20 килограммов, и весил 56 кг. Стояла задача – «добыча», и я поехал в донецкий институт, где разработали управление связи.
   Впервые я смонтировал в лаве громкоговорящую связь, которая была установлена через каждые две секции, и предупредительные сигнализации при пуске любого механизма. Это значительно повышало безопасность и организацию труда. В конечном счете это привело к результату – добыче угля и установке множества рекордов. В том числе мировых.
   Возглавляемая Николаем Ивановичем Дмитриенко шахта встретила гостей в 1967 году высокомеханизированной. Все стационарные установки – конвейерные линии, водоотливные установки, подъемы, крылевые подъемы – были автоматизированы.

Л.А. Сикорский, С.П. Згурский, В.Ф. Горжий - славные моряки и почетные шахтеры

Скажи мне, кто твой друг…
   – Мужская дружба – это когда чувствуешь, предвидишь, что с твоим товарищем что-то не так, помогаешь ему без ожидания благодарности. К сожалению, многих друзей нет теперь рядом. Наверное, потому они рано ушли из жизни: то, что от них требовали, и то, что они могли сделать – было на пределе возможностей человека.
   Николай Иванович Дмитриенко – достойный человек, эрудит и профессионал. Досконально знал все, что делается в шахте, сутками там пропадал, бывая во всех выработках, забоях и участках, знал даже арочные отметки. Пунктуально останавливал шахту на плановый ремонт, что было правильно, ведь это был залог успешной добычи и стабильной работы. Владимир Мурзенко – именно его детище, это он в нем увидел перспективу. При том, что «Капитальная» была построена по современным нормам, там были скиповый и башенные копры, она «давала» 7 тысяч тонн в сутки, а у нас еще были металлические копры, но мы давали почти столько же. Равняться нам было сложно, но мы пыжились и давали уголь. Поэтому поводов отметить на «Королевских скалах» тот или иной рекорд либо колоссальную добычу, было предостаточно, после торжеств мы собирались узким кругом друзей: Владимир Григорьевич Мурзенко, Леонид Александрович Сикорский, Ким Михайлович Лебедев, Станислав Пантелеевич Згурский.

Стихия воды и земли
   – Когда-то, отмечая День шахтера, я сравнил наш труд со службой на военно-морском флоте. Только там вокруг вода, а здесь стихия земли, особенно на выработках – откуда некуда бежать. Шахтеры, как и моряки на корабле, способны бороться за жизнь. Вспоминаются тяжелые 90-е, когда месяцами не было зарплаты, но директор шахты Владимир Григорьевич Сидоров при этом не остановил ни одной проходческой бригады. Отправляя уголь в Молдавию, оттуда, чтобы обеспечить продуктами и поддержать трудящихся, привозили крупу, сахар, муку и даже коньяк «Белый Аист» и «Стругораш».
   Сейчас снова шахтеры должны бороться за живучесть угольных предприятий. Иногда обстоятельства складываются так, что можно ожесточиться, но делать этого не стоит. Вообще-то жизнь тем и прекрасна, что в ней есть трудности, падения, но сколько же радости приносят очередной взлет и победа. Все сложное и плохое пройдет, нужно всегда рассчитывать на то, что завтра будет лучше, и делать для этого все!

Надежда Констатинова, по материалам газеты «Восточный Экспресс»

<<<Назад