ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Администрации Свердловского муниципального округа
Луганской Народной Республики

ОБЗОР ПРЕССЫ «ДОНБАСС ВОСТОЧНЫЙ»: История семьи - как история всей войны...


2025-05-19 10:00:00

«У каждого своя война, бои и потери», - сказал святитель Лука (Войно-Ясенецкий). У каждого человека и каждой семьи, переживших трудные и страшные годы Великой Отечественной войны - в том числе. Наш рассказ - о свердловчанке Анне Авраменко и ее семье.

В ожидании облавы прятались на чердаке
   Анна Антоновна Авраменко, 1928 года рождения, много лет жила в Свердловске, хотя родом она и вся ее семья из поселка Василяки Полтавской области. В семье у Антона и Екатерины Авраменко, кроме младшей Анны, было еще трое детей: Василий, Оксана и Мария.
   Оккупировав Полтавщину, гитлеровцы стали угонять молодежь и подростков в Германию. Председатель местного сельсовета тайком сообщил землякам, когда готовится очередная отправка.
   В то время мужчины Авраменко воевали: отец - в разведке, сын служил в авиации. На фронте была и военврач Оксана. С матерью оставались 18-летняя Марийка и 13-летняя Анна. В ожидании облавы они спрятались на чердаке, втащив за собой лестницу. Когда немцы вошли в дом - увидели на стенах семейные фотографии. Расспрашивали, где остальные члены семьи, грозили расстрелом. Но мать была тверда и спокойна: уехали, живу одна. Анне на чердаке в этот момент страшно хотелось чихнуть, еле сдержалась.
   Когда фашисты пришли снова, она спряталась в желобе, где были остатки сена. А Марийка не успела, ее схватили. Десять раз убегала она от немцев, в одиннадцатый - поймали и посадили-таки в вагон для отправки в Германию.

Повезло не всем...
   Один пленный паренек смог спрятать маленькую пилу и перепилил засов на вагоне. На подъем, как известно, поезд идет медленнее. Парень дождался подходящего момента и скомандовал прыгать. Повезло не всем...
   Марийка прыгнула удачно: хотя и разбила лицо, руки, ноги - кости были целы. Рядом был то ли лес, то ли лесополоса. Побродив какое-то время и не понимая, где находится, девушка пришла к выводу, что она - в серой зоне, переходящей то к нашим, то к врагу. Марийка искала дорогу домой, по пути питалась грибами, ягодами, жевала листья. И однажды встретила парня, тоже сбежавшего из поезда. Сначала очень испугалась, но выяснилось, что он из соседнего поселка. Вместе было легче выжить, казалось, что даже не так страшно. Днем они шли, искали пропитание, ночью прятались в ложбинах, укрываясь листьями, травой, ветками.
   Однажды поблизости завязался бой, а потом вдруг стало так тихо. Выходить было страшно. Но услышали русскую речь - и страх улетучился. Бойцы накормили девушку и юношу. А они рассказали, где видели гитлеровцев.

Насильственная отправка граждан СССР, в оснвном с территории Украины и Белоруссии, на принудительные работы в Германию, Австрию, Францию и Чехию осуществлялась с 1942 по 1944 годы. Немецким командованием была поставлена задача вывезти из оккупированных районов СССР на принудительные работы в Германию 15 млн рабочих, по сути - рабов.

Спасая дочь, ее почти замуровали
   ... И однажды ночью Мария добралась домой. Стук в дверь услышала Анна:
   - Кто там?
   В ответ - тихий, болезненный голос сестры:
   - Я, я.
   Мать поспешно открыла дверь - дочь была грязная, побитая, от платья остались клочья да узкие ленты. Но какое же было счастье: жива! С этого времени Мария больше к немцам не попадала.
   Марийка выходила из дома ночью, подышать свежим воздухом. Однажды ее увидел тоже прятавшийся соседский парень. Мать испугалась: соседка была болтливой. И спрятала дочку там, где был второй вход в дом, почти замуровала. В одной из стен было окно, через него девушку кормили, обслуживали.
   Так она прожила около месяца, пока носом не пошла кровь, и она стала задыхаться. Мать испугалась, что дочка не выживет. И решила отправить ее к партизанам. Как она это сделала, Анна не знала, но поняла, что у матери есть связь с партизанским отрядом.
   Так Марийка оказалась у партизан, где возила на телеге с лошадью продукты и раздобытые боеприпасы. А ночью иногда ездила в родное село, чтобы узнать, где немцы.
 
По некоторым данным считается, что общее число советских граждан, оказавшихся за пределами СССР, составило 6 млн 800 тыс. человек.
По данным Минобороны РФ, на принудительных работах в Германии, вероятно, погибли 2164 313 советских граждан.

«Сестре и партизанам грозит опасность»
   Тринадцатилетней Аннушке тоже приходилось помогать партизанам. Председатель колхоза каким-то образом узнал, что в том месте, где они пускали под откос немецкие эшелоны, будет облава. И пришел к Авраменко поговорить. После разговора с матерью позвали девочку:
   - Есть серьезное, секретное дело. Твоей сестре и партизанам грозит опасность.
   Аннушке выдали сумку с двойным дном, куда вшили записку. Сверху положили какие-то продукты, чугунок с кашей. Легенда была: девочка несет еду больной голодной бабушке. С трудом она прошла через немецкие кордоны, плакала, чтобы разжалобить солдат. И добралась до партизан, передала записку. Ночью Марийка отвезла сестру поближе к дому.
   В отместку за то, что их операция сорвалась, немцы на следующий день сожгли дотла соседнее село. Не пощадили никого, даже младенцев.

Военное детство так и не отпустило...
   Воспоминания о том времени мучили Анну Антоновну всю жизнь, особенно по ночам. Страшное военное детство ее так и не отпустило.
   А как сложилась судьба остальных членов семьи, что случилось с ними? Отец, Антон Егорович Авраменко, однажды не вернулся из разведки, погиб. Брат Василий, военный летчик, пропал без вести. Марийка несколько раз была ранена, и в дальнейшем это сказалось. После войны она пожила немного, и во время неудачной повторной операции умерла.
   Самая старшая из детей Авраменко, Оксана, после войны жила в Киеве. Родила двоих детей и умерла в 88 лет. Их мама доживала свой долгий век в Свердловске, с семьей Анны. И умерла всего за два месяца до столетнего юбилея.

Судеб переплетенье
   Сама Анна Антоновна тоже прожила долгую жизнь, почти 90 лет. А рассказала нам о семье Авраменко ее коллега Надежда Викторовна Захарова, с которой они были знакомы больше 17 лет. Ее отца Виктора Сергеевича 17-летним тоже угоняли в Германию. Не раз и не два он пытался убежать - догоняли, травили собаками, били кнутом с железным наконечником до того, что начинала лопаться кожа. Но он убегал снова. Как выжил после всего этого - один бог знает. Но смог дождаться, пока советские войска освободили из немецкого плена. После войны встречался с такими же бывшими немецкими пленными, вспоминали, переживали заново все, что довелось пережить в гитлеровской Германии.
Была угнана в немецкую неволю и сестра матери Надежды Викторовны. Она никогда не рассказывала о том времени, рано постарела и умерла.

Людмила Савенкова, по материалам газеты «Донбасс Восточный»

<<<Назад