ОБЗОР ПРЕССЫ «ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС»: Вечно живые
Герои нашего времени. Кто они? Сыновья, братья, мужья и отцы, погибшие на поле брани. Шахтеры, водители, учителя, они жили своей жизнью: зарабатывали, любили, шутили, чем-то увлекались. Но все резко изменилось, и молодые люди, безвременно ушедшие на небеса в бою, оставили своим родным и знакомым добрую память о себе. Теперь они в наших душах навсегда молодые и красивые, улыбаются с фотографий на памятниках, и только цветы да ветер над их могилами. Какими они были, расскажут на страницах нашей рубрики «Вечно живые» их родные.
«Паша накормит всех!»
О Павле Александровиче Тюшнякове рассказала его мама Татьяна Михайловна:
– Родился сын в поселке Шахтерский 28 марта 1980 года. У нас на «двадцатьпятке» раньше была школа, там он и учился, причем довольно хорошо. Когда учительница уходила на заслуженный отдых, говорила: «Давай, Павлик, учись и садись на мое место». Но он выбрал шахтную специальность – поступил в горный лицей на горнорабочего очистного забоя. Сын всегда был веселым и компанейским. Его часто брали дружком на свадьбу. Потом и он женился, купили дом, родилась дочка. Но семейная жизнь не сложилась, и супруги через три года развелись. Невестка уехала в Ростов, вышла замуж, еще родила детей, а сын остался жить в том же доме и всячески поддерживал дочь, исправно платил алименты. Внучка постоянно к нам приезжает, с ее мамой мы тоже поддерживаем хорошие отношения. Когда сын погиб, все единовременное пособие, до копейки, мы отдали внучке. В новостройке ей купили шикарную двухкомнатную квартиру с ремонтом. Обставили, она уже заселилась. Она учится в университете на клинического психолога. Закончила первый курс.

Для нее потеря отца – тяжелый удар. Больше сын не женился, но очень хорошо сам научился готовить, особенно у него удавались плов и холодец, сам пек хлеб, булочки, пирожки. В гости к нам он никогда не приходил с пустыми руками: накоптит сала и приносит на дегустацию. Часто на Новый год приглашал друзей. Я тортик им испеку, а он салатов разных наготовит. Во время службы он тоже готовил и хлопцев кормил. Когда приезжал домой, забрал с собой духовку. Когда ребята его увидели с этой поклажей, встречали с радостью: «Пашка вернулся! Теперь мы с голоду не помрем!». Сын ушел в ополчение еще в 2016 году и был под Луганском. А в 2022 году подписал контракт. В октябре он был в отпуске по ранению, 1 ноября вернулся в строй, а 6 ноября 2022 года сына не стало. Погиб он в Соледаре. Они отработали и опустились в блиндаж.
Ребята говорили, они месяца два не меняли дислокацию, и их, наверное, там вычислили. Снаряд или мину бросили прицельно в блиндаж. Командир (его звали Дима, и он тоже из нашего города) и Павлик мой – сразу насмерть! С ними был еще парень, он стоял рядом, у него даже царапины нет! Никогда не забуду нашу последнюю встречу. У него друг Лешка. Он часто приходил к Павлику. Они с ним крепко дружили, приехали к нам вдвоем. И сын говорит: «Мам, ну все, я подписываю новый контракт, опять ухожу!». Я его не пускала: «Павлик, ну сколько можно! Побереги себя!» Его деньги были у меня, я собирала ему на серьезные покупки. Он попросил дать часть: «Куплю себе камуфляж, обуться, тормозок, завтра поеду!». Вот я на следующий день приехала в город, к нему домой.
Леша подъехал на машине, забрал меня и Павлика, и мы поехали к военкомату. Я его в щечку поцеловала, говорю: «Сыночек, ну всего хорошего!». А он в ответ: «Не переживай, ничего со мной не случится!» За службу ничего не рассказывал, говорил только, что, когда они зашли на вражескую территорию, укрепления там были конкретные. Он сразу предупредил, что командир запрещает пользоваться телефонами, при этом звонил часто. Ему разрешили звонить домой, потому что он объяснил, что мама волнуется! Чаще всего на связь он выходил ночью, но я ждала его звонка в любое время суток. Первые несколько дней звонил, а потом связь оборвалась. Вскоре приехала дочка с зятем, вся заплаканная. Я спросила, что у нее случилось. Она предложила зайти в дом и сесть, а потом ее слова прозвучали для меня как гром среди ясного неба: «Павлик погиб!» Похоронили сына в поселке, рядом с другими родственниками. Мы часто ездим туда, все до травинки выщипываем. Вот недавно приезжала внучка, мы ходили с ней убирать.

У него было много наград, среди них «За оборону Луганска». Все они выгравированы на памятнике. Обещали наградить посмертно, но пока тишина. Он все время думал о будущем. Собирался на автовокзале купить квартиру, зимой жить там, а летом в доме, который находится на улице Вербовой. Я его все сдерживала, мол, вот закончится война, тогда купишь. Оказалось – не судьба.
Работать или служить? Выбор сделан
– Родился муж 22 мая 1987 года, в поселке Хмельницкий, по окончании 11 классов поступил в Ровеньковский горный техникум. Сначала работал на шахте имени Свердлова, но вскоре перевелся на «Должанскую-Капитальную». Трудился горным мастером, после помощником начальника участка. На СВО призвали по повестке 21 февраля 2022 года. Хотя в армии он не служил, от мобилизации не уклонялся. У него был открыт табельный номер, и с вопросом: «Что делать?» он позвонил старшей табельщице. Она ответила: «Иди, работай!» На что муж резонно возразил: «Но у меня повестка на руках!» – «Значит, иди, служи!» И он сделал выбор.
Муж хорошо разбирался в технике и служил в ремроте. Я часто ездила к нему и в Золотое, и в Первомайск, и в Стаханов, туда, куда большинство жен не добирались. Разумеется, набирала полные сумки, чтобы и ребятам хватило – конфеты, сигареты. Но в ноябре 2023 года он приехал на две недели – нужно было водительские права переоформить. Никогда не думала, что это наша последняя встреча. Со временем его перебросили в ДНР, а в декабре 2023 года перевели в штурмовую бригаду, после чего муж позвонил мне и сказал: «Я, наверное, уже не жилец!», и с тех пор моя душа находилась в постоянной тревоге.

Последний раз он позвонил 19 февраля, общался очень долго, особенно с дочерью. Она спросила у отца разрешение сделать пирсинг на крыле носа, чтобы поставить «гвоздик». Он ей разрешил. Он ей все, в принципе, разрешал. Последними словами мужа стали: «У меня сильно замерзли руки. Я вас позже наберу!» Никто не мог подумать, что мы общались в его последние часы жизни. На третий день молчания я стала тревожиться. Были такие моменты, когда муж подолгу не выходил на связь, порой около месяца, но он просил командира или других ребят, чтобы позвонили домой. И мне просто говорили, что муж жив. Но больше никакой информации мы не получали, при этом куда только ни обращались. А 1 марта сообщили, что Владимир погиб, его тело находится в Ростове. Это случилось в Артемовском районе ДНР, в селе Спорное 19 февраля 2024 года, прослужив без двух дней два года. В бронированной машине они везли гуманитарную помощь, прилетел беспилотник и сбросил на них снаряд.
Муж хорошо понимал конструкцию этих боевых машин, знал, что внизу находится люк. На тот момент ему оторвало руку, он пытался выбраться, но не смог, потому что люк внизу был весь заставлен провизией. Муж сгорел заживо! Хоронили его в цинковом гробу. Покоится он на кладбище в Хмельницком возле дедушки и бабушки. Родители живут в том же поселке, и им намного проще навестить могилку. Они часто бывают там: порой приезжаешь – у всех сугробы, а у Володи все расчищено. Он у них единственный сын. Мы поддерживаем хорошие отношения. Посмертно Владимир награжден орденом Мужества. Моя сестра в свое время купила дом в Хмельницком, я приехала к ней в гости, там мы с ним и познакомились. Это было в 2010 году, и сразу стали жить вместе. Свои отношения мы оформили в 2022 году. У меня уже был четырехлетний ребенок от первого брака. Муж его воспитывал как своего сына, а он сразу стал называть его папой. Когда я сообщила мужу, что у нас будет общий ребенок, радости его не было предела. Хотя он хотел, как и большинство мужчин, сына, дочь он любил безмерно! К тому же София очень похожа на отца. В младших классах встречал ее со школы. Дети очень тяжело перенесли эту утрату, ведь он был замечательным отцом.
Вова был заядлым рыбаком, и на выходные мы семьей часто выбирались или на Бирюковский ставок, или на «Черепашку» в Хмельницком. Говорил, что улов зависит от давления воды. Но мы всегда возвращались с добычей.
Муж очень любил мотоциклы, автомобили. Мог полностью перебрать машину. Поэтому и в ремроту попал не случайно. На СВО он познакомился с хорошими ребятами, один из них был из Абхазии, приглашал его в гости. У мужа была мечта: как закончится война, поехать с семьей в Абхазию. Я обязательно исполню мечту мужа. Супруг жил всегда по справедливости. Никого никогда в жизни не подвел. Вот знаете, бывает, люди опаздывают на работу, просыпают, но у мужа такого не было никогда. Он был сильным физически, внимательным и осторожным. Он даже мог почувствовать в шахте, что начнет падать кровля. Всегда шутил: «Я у тебя умный!». Я была уверена, что он пройдет все испытания. Я бережно храню его вещи, в гараже стоят машина и мотоцикл. Наверное, из-за того, что я не видела его мертвым, разумом понимаю, что мужа больше нет, но душа в тайне надеется, что произойдет чудо, и он придет!
Лилия Голодок, по материалам газеты «Восточный Экспресс»