ОБЗОР ПРЕССЫ «ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС»: Иисус Христос: «Я есть путь, истина и жизнь!»
В праздники Происхождение Честных Древ Креста Господня, Преображения и Перенесения Нерукотворного Образа, которые отмечаются в августе и в народе именуются Спасами, принято освящать плоды нового урожая. Но «ВЭ» решил прикоснуться к плодам народной мудрости. Благочинный Должанского округа церквей, настоятель Свято-Митрофановского храма в поселке Бирюково, протоиерей Александр Ястребов разъяснил значения некоторых поговорок о Боге.

– Отец Александр, объясните пожалуйста, что означает фраза «Даст Бог день, даст Бог и пищу»?
– Хочу уточнить, что некоторые поговорки взяты из Священного Писания и немного перефразированы. Это одна из них. Христос сказал: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день будет сам заботиться о своем…» То есть каждому дню хватает своих хлопот. Человек может строить планы на сто лет вперед и трудиться без устали, наивно полагая, что он будет жить вечно. Жизнь его проходит в стяжательстве и не приносит радости. А ведь мы приходим в этот мир с пустыми руками, и после смерти ничего не в состоянии с собой унести. Многие стараются полностью обеспечить своих детей, но не стоит забывать, что внукам в этом случае придется туго, потому что дети к труду не привыкли, и выполнять свои родительские обязанности им будет тяжело. А если человек в чем-то действительно нуждается, то должен попросить у Бога помощи.
– Как растолковать выражение: «На Бога надейся, а сам не плошай»?
– На уроках основы православной веры мы рассматриваем тему «Ад и рай», и я часто прошу детей пересказать рекламу шоколадного батончика «Баунти», ведь все, что мы видим в кадре, позиционируется как райское наслаждение. Они говорят, что мужчина и женщина отдыхают на пляже теплого моря, наслаждаются вкусным кокосом, едят шоколадные батончики. Благодаря рекламе у детей создается представление о рае как о сплошном отдыхе, но это не так. В Библии описано, что, кроме отдыха, у Адама и Евы было несколько поручений, то есть Господь сказал Адаму: «Возделывай райский сад, заботься о нем, дай имена животным». Но главное – был запрет на вкушение определенных плодов, который они нарушили. Поэтому даже в раю человеку приходилось трудиться и в чем-то себя ограничивать. Или, к примеру, манна небесная, которой Бог кормил Моисея и его соплеменников в период 40-летних скитаний в пустыне после исхода из Египта. А когда им захотелось мяса, то прилетела стая перепелов. Но при этом были поданы не готовые хлеб или колбаса, как в супермаркете. Нужно было эту манну еще собирать, из нее делать лепешки, перепелов тоже изловить, обработать, приготовить, а уж потом есть.
– Что означает заключение «Все мы под Богом ходим»?
– Некоторые люди, особенно наделенные властью или материальными благами, думают, что в этой жизни они решают все. Но на самом деле человек забывает о том, что именно Господь расставляет все на свои места. Уже во время Таинства Крещения ребенку подстригают волосики, посвящая маленького человека Богу. Мы просим, чтобы Господь освятил эту голову, чтобы она правильно направляла мысли, слова и действия. При этом рука священника символизирует руку Божию. То есть воля Господа есть даже над младенцем, не говоря уже о взрослом человеке. Много поговорок отражают эту суть: «Без Бога не до порога», «Человек предполагает, а Бог располагает». То есть человек строит планы, но сбудутся ли они – решает Бог. Промысел Божий состоит в том, чтобы каждого человека и человечество в целом направлять в определенное духовное русло.
– Одна из самых часто употребляемых в быту поговорок: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет!»
– Любое дело нужно совершать умеренно, степенно, не спеша. Главное – человек как существо разумное всегда должен включать мозги. Но это что касается мирской жизни. А вот в монастырях по-другому. Если мы почитаем творения древних святых отцов, там сказано, когда приходит к нему человек и говорит: «Отец, хочу с тобой вместе спасаться!» – Он отвечает: «Для этого будешь делать все, что скажу!» И святые отцы своим ученикам давали разные послушания. Вот одному дали сухую виноградную лозу и сказали: «Отнести в пустыню, посади ее в песок и поливай!» Послушник делал все как велено, хотя умом понимал, что его труды напрасны, но не роптал. И когда он попросил настоятеля закончить эксперимент, тот отвел его в пустыню и показал, что сухая ветка дала живой росток! Но такое могло произойти, только когда человек полностью отдался воле Божьей, и за это Господь его наградил!
– «Бог дал, Бог взял». Как понимать такую категоричность?
– Это сказал праведный Иов, есть у него еще такое прилагательное как многострадальный – ветхозаветный праведник, у которого сначала было все: здоровье, жена, дети, но дьявол ему позавидовал и обратился к Богу, и вот, из-за зависти дьявола, сначала Иов лишился богатства, потом детей (они погибли), вскоре после этого он заболел проказой. Жена, конечно же, его укоряла: «Где твой Бог?!», – даже требовала отказаться от Господа. При этом Иов утверждал, что все, что человек имеет: материальные блага, родственников, друзей – находится во власти Бога. То есть Иов и его жизнь являются для человека примером, что и в богатстве, и в нищете, и в здоровье, и в болезни, окруженный близкими, и будучи сиротой, человек все равно остается с Богом и верен ему до конца. За это Господь не оставил его в нищете, бездетности и болезни. Богатство его умножилось, здоровье поправилось, снова родились сыновья и дочери. И было замечено, что дочерей, прекраснее, чем у Иова, на всей земле не было.
– Как можно быть «Близко к церкви, но далеко от Бога»?
– Эту фразу можно назвать синонимом сказанного Спасителем: «Не всякий, говорящий мне: «Господи, Господи», попадет в жизнь вечную, а только тот, кто исполняет мою волю». Людям, которые обращаются к услугам всякого рода экстрасенсов, бабок, гадалок, стоит напомнить, что в Евангелии от Матфея есть такой отрывок, где Господь говорит, что на страшный суд придут люди, которые скажут: «Господи, мы твоим именем исцеляли недуги, прогоняли бесов», а я им скажу: «Идите в геенну огненную!» К сожалению, некоторые люди ходят в храм, они стоят тихо, иногда крестятся «как все», но мыслями далеки от богослужения. Есть другие, которые делают это механически, то есть не проникаясь моментом. Но только лишь вера в сердце ведет к праведности, а исповедание устами – ко спасению.
– «Кого Бог любит, того и наказывает» – насколько это справедливо?
– Есть еще в народе такое выражение, что отец больше бьет сына, которого любит! Выражаясь мирским языком, забота Божья – воспитание человека, но это процесс трудоемкий. Родители во многим ограничивают своих чад, к примеру, кричат: «Не суй пальцы в розетку!» или настаивают, что сначала нужно съесть борщ, а уж потом – конфеты. А если ребенок не слушается, меры ужесточаются – иногда получает по попе. И, несмотря на детское недовольство, ни у кого не возникает вопроса о несправедливости принятых мер. Всем ясно, что родители ограничивают ребенка в его же интересах. Вот и Господь, заботясь о вразумлении человека, применяет разные меры. Некоторые взрослые люди относятся к ним негативно и ропщут: «Бог наказывает!» К примеру, Господь выгнал Адама и Еву из рая, вроде бы, наказал, а с другой стороны, совершив грех, им было тяжело общаться с Богом, поэтому они постоянно прятались от Создателя. И, возможно, эти прятки продолжались бы постоянно, и никакого по-коя в душах первых людей не было бы.
Конечно же, потеряв рай, дистанция между Господом и людьми увеличилась, но именно в этот момент они поняли, как было хорошо в раю, потому что на земле они вынуждены жить по-другому.Каждый человек должен знать, что любой грех несет свое наказание, и зачастую не Господь, а человек сам себя наказывает. То есть какие-то запреты существуют для того, чтобы человек не разрушался ни духовно, ни физически, и для этого Господь сначала вразумляет, а потом останавливает.
– «Кто без крестов, тот не Христов» – как это понимать?
– Крест является для нас напоминанием о Христовых страданиях и служит защитой от нечистой силы. Нательный крестик надевают при крещении, и с ним человек уходит из земной жизни. Однако известны случаи, когда его заменяла наколка у сердца в виде маленького крестика. Это было в Сербии, когда страна были захвачена Османской империей, – начались серьезные гонения на христиан, и носить нательный крест стало небезопасно. Чтобы крестик не выпадал при полевых работах, христиане прибегли к вынужденной мере. Недавно я видел гражданина, который разделся на жаре, а он весь «в куполах и крестах», то есть чего там только нету. Сразу хочу сказать, что подобные художества, имеются в виду татуировки, связаны с криминальным миром, и несмотря на церковную тематику, к истинной вере не имеют никакого отношения. В Ветхом Завете есть такие слова, который произнес апостол Павел: «Проклят всякий висящий на дереве!» Поэтому Спаситель выбрал смерть для себя самую страшную, позорную, приняв на себя проклятие, заслуженное нами, и крест свой нес безропотно. С начала христианства на въезде в город ставили крест, который охранял поселение. К счастью, эта традиция возвратилась. Известен такой случай – на собеседовании перед крещением люди объясняют, для чего они хотят провести это Таинство над ребенком: «Чтобы здоровеньким был, чтобы в жизни повезло!» Батюшка подвел их к Распятию и спросил, указывая на Христа: «Как вы считаете, основателю веры сильно повезло?» То есть везение тут уже вообще ни при чем.
– «Бог не в силе, а в правде»?
– Это сказал мой небесный покровитель Александр Невский перед Ледовым побоищем, где воины левонского ордена превосходили новгородскую дружину по количеству и обмундированию, но русичи бились за свою землю, поэтому победили. Так и в мирской жизни бывает: человек надеется на свою силу, знакомства, друзей, материальное блага. Но только если он живет по заповедям Божьим, Господь всегда с ним поступает по правде. Есть поучительная история, как современный священник ради эксперимента решил один день во что бы то ни стало говорить только «правду». Он жил в квартире у пожилой бабушки. Женщина приготовила ему завтрак, а он сказал: «Суп недосоленный, чай холодный!» На богослужении тоже не стал церемониться с прихожанами – одному-другому рубанул правду-матушку. Вскоре окружение забеспокоилось о его здоровье, и священнику стали советовать поехать отдохнуть. То есть то, что мы нередко позиционируем как истину последней инстанции, есть ни что иное, как просто наше личное мнение. Недаром говорят, что правды много, а истина одна. И она во Христе. И Христос о себе сказал, что он есть путь, истина и жизнь.
Неонилла Алексеева, по материалам газеты «Восточный Экспресс»

– Отец Александр, объясните пожалуйста, что означает фраза «Даст Бог день, даст Бог и пищу»?
– Хочу уточнить, что некоторые поговорки взяты из Священного Писания и немного перефразированы. Это одна из них. Христос сказал: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день будет сам заботиться о своем…» То есть каждому дню хватает своих хлопот. Человек может строить планы на сто лет вперед и трудиться без устали, наивно полагая, что он будет жить вечно. Жизнь его проходит в стяжательстве и не приносит радости. А ведь мы приходим в этот мир с пустыми руками, и после смерти ничего не в состоянии с собой унести. Многие стараются полностью обеспечить своих детей, но не стоит забывать, что внукам в этом случае придется туго, потому что дети к труду не привыкли, и выполнять свои родительские обязанности им будет тяжело. А если человек в чем-то действительно нуждается, то должен попросить у Бога помощи.
– Как растолковать выражение: «На Бога надейся, а сам не плошай»?
– На уроках основы православной веры мы рассматриваем тему «Ад и рай», и я часто прошу детей пересказать рекламу шоколадного батончика «Баунти», ведь все, что мы видим в кадре, позиционируется как райское наслаждение. Они говорят, что мужчина и женщина отдыхают на пляже теплого моря, наслаждаются вкусным кокосом, едят шоколадные батончики. Благодаря рекламе у детей создается представление о рае как о сплошном отдыхе, но это не так. В Библии описано, что, кроме отдыха, у Адама и Евы было несколько поручений, то есть Господь сказал Адаму: «Возделывай райский сад, заботься о нем, дай имена животным». Но главное – был запрет на вкушение определенных плодов, который они нарушили. Поэтому даже в раю человеку приходилось трудиться и в чем-то себя ограничивать. Или, к примеру, манна небесная, которой Бог кормил Моисея и его соплеменников в период 40-летних скитаний в пустыне после исхода из Египта. А когда им захотелось мяса, то прилетела стая перепелов. Но при этом были поданы не готовые хлеб или колбаса, как в супермаркете. Нужно было эту манну еще собирать, из нее делать лепешки, перепелов тоже изловить, обработать, приготовить, а уж потом есть.
– Что означает заключение «Все мы под Богом ходим»?
– Некоторые люди, особенно наделенные властью или материальными благами, думают, что в этой жизни они решают все. Но на самом деле человек забывает о том, что именно Господь расставляет все на свои места. Уже во время Таинства Крещения ребенку подстригают волосики, посвящая маленького человека Богу. Мы просим, чтобы Господь освятил эту голову, чтобы она правильно направляла мысли, слова и действия. При этом рука священника символизирует руку Божию. То есть воля Господа есть даже над младенцем, не говоря уже о взрослом человеке. Много поговорок отражают эту суть: «Без Бога не до порога», «Человек предполагает, а Бог располагает». То есть человек строит планы, но сбудутся ли они – решает Бог. Промысел Божий состоит в том, чтобы каждого человека и человечество в целом направлять в определенное духовное русло.
– Одна из самых часто употребляемых в быту поговорок: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет!»
– Любое дело нужно совершать умеренно, степенно, не спеша. Главное – человек как существо разумное всегда должен включать мозги. Но это что касается мирской жизни. А вот в монастырях по-другому. Если мы почитаем творения древних святых отцов, там сказано, когда приходит к нему человек и говорит: «Отец, хочу с тобой вместе спасаться!» – Он отвечает: «Для этого будешь делать все, что скажу!» И святые отцы своим ученикам давали разные послушания. Вот одному дали сухую виноградную лозу и сказали: «Отнести в пустыню, посади ее в песок и поливай!» Послушник делал все как велено, хотя умом понимал, что его труды напрасны, но не роптал. И когда он попросил настоятеля закончить эксперимент, тот отвел его в пустыню и показал, что сухая ветка дала живой росток! Но такое могло произойти, только когда человек полностью отдался воле Божьей, и за это Господь его наградил!
– «Бог дал, Бог взял». Как понимать такую категоричность?
– Это сказал праведный Иов, есть у него еще такое прилагательное как многострадальный – ветхозаветный праведник, у которого сначала было все: здоровье, жена, дети, но дьявол ему позавидовал и обратился к Богу, и вот, из-за зависти дьявола, сначала Иов лишился богатства, потом детей (они погибли), вскоре после этого он заболел проказой. Жена, конечно же, его укоряла: «Где твой Бог?!», – даже требовала отказаться от Господа. При этом Иов утверждал, что все, что человек имеет: материальные блага, родственников, друзей – находится во власти Бога. То есть Иов и его жизнь являются для человека примером, что и в богатстве, и в нищете, и в здоровье, и в болезни, окруженный близкими, и будучи сиротой, человек все равно остается с Богом и верен ему до конца. За это Господь не оставил его в нищете, бездетности и болезни. Богатство его умножилось, здоровье поправилось, снова родились сыновья и дочери. И было замечено, что дочерей, прекраснее, чем у Иова, на всей земле не было.
– Как можно быть «Близко к церкви, но далеко от Бога»?
– Эту фразу можно назвать синонимом сказанного Спасителем: «Не всякий, говорящий мне: «Господи, Господи», попадет в жизнь вечную, а только тот, кто исполняет мою волю». Людям, которые обращаются к услугам всякого рода экстрасенсов, бабок, гадалок, стоит напомнить, что в Евангелии от Матфея есть такой отрывок, где Господь говорит, что на страшный суд придут люди, которые скажут: «Господи, мы твоим именем исцеляли недуги, прогоняли бесов», а я им скажу: «Идите в геенну огненную!» К сожалению, некоторые люди ходят в храм, они стоят тихо, иногда крестятся «как все», но мыслями далеки от богослужения. Есть другие, которые делают это механически, то есть не проникаясь моментом. Но только лишь вера в сердце ведет к праведности, а исповедание устами – ко спасению.
– «Кого Бог любит, того и наказывает» – насколько это справедливо?
– Есть еще в народе такое выражение, что отец больше бьет сына, которого любит! Выражаясь мирским языком, забота Божья – воспитание человека, но это процесс трудоемкий. Родители во многим ограничивают своих чад, к примеру, кричат: «Не суй пальцы в розетку!» или настаивают, что сначала нужно съесть борщ, а уж потом – конфеты. А если ребенок не слушается, меры ужесточаются – иногда получает по попе. И, несмотря на детское недовольство, ни у кого не возникает вопроса о несправедливости принятых мер. Всем ясно, что родители ограничивают ребенка в его же интересах. Вот и Господь, заботясь о вразумлении человека, применяет разные меры. Некоторые взрослые люди относятся к ним негативно и ропщут: «Бог наказывает!» К примеру, Господь выгнал Адама и Еву из рая, вроде бы, наказал, а с другой стороны, совершив грех, им было тяжело общаться с Богом, поэтому они постоянно прятались от Создателя. И, возможно, эти прятки продолжались бы постоянно, и никакого по-коя в душах первых людей не было бы.
Конечно же, потеряв рай, дистанция между Господом и людьми увеличилась, но именно в этот момент они поняли, как было хорошо в раю, потому что на земле они вынуждены жить по-другому.Каждый человек должен знать, что любой грех несет свое наказание, и зачастую не Господь, а человек сам себя наказывает. То есть какие-то запреты существуют для того, чтобы человек не разрушался ни духовно, ни физически, и для этого Господь сначала вразумляет, а потом останавливает.
– «Кто без крестов, тот не Христов» – как это понимать?
– Крест является для нас напоминанием о Христовых страданиях и служит защитой от нечистой силы. Нательный крестик надевают при крещении, и с ним человек уходит из земной жизни. Однако известны случаи, когда его заменяла наколка у сердца в виде маленького крестика. Это было в Сербии, когда страна были захвачена Османской империей, – начались серьезные гонения на христиан, и носить нательный крест стало небезопасно. Чтобы крестик не выпадал при полевых работах, христиане прибегли к вынужденной мере. Недавно я видел гражданина, который разделся на жаре, а он весь «в куполах и крестах», то есть чего там только нету. Сразу хочу сказать, что подобные художества, имеются в виду татуировки, связаны с криминальным миром, и несмотря на церковную тематику, к истинной вере не имеют никакого отношения. В Ветхом Завете есть такие слова, который произнес апостол Павел: «Проклят всякий висящий на дереве!» Поэтому Спаситель выбрал смерть для себя самую страшную, позорную, приняв на себя проклятие, заслуженное нами, и крест свой нес безропотно. С начала христианства на въезде в город ставили крест, который охранял поселение. К счастью, эта традиция возвратилась. Известен такой случай – на собеседовании перед крещением люди объясняют, для чего они хотят провести это Таинство над ребенком: «Чтобы здоровеньким был, чтобы в жизни повезло!» Батюшка подвел их к Распятию и спросил, указывая на Христа: «Как вы считаете, основателю веры сильно повезло?» То есть везение тут уже вообще ни при чем.
– «Бог не в силе, а в правде»?
– Это сказал мой небесный покровитель Александр Невский перед Ледовым побоищем, где воины левонского ордена превосходили новгородскую дружину по количеству и обмундированию, но русичи бились за свою землю, поэтому победили. Так и в мирской жизни бывает: человек надеется на свою силу, знакомства, друзей, материальное блага. Но только если он живет по заповедям Божьим, Господь всегда с ним поступает по правде. Есть поучительная история, как современный священник ради эксперимента решил один день во что бы то ни стало говорить только «правду». Он жил в квартире у пожилой бабушки. Женщина приготовила ему завтрак, а он сказал: «Суп недосоленный, чай холодный!» На богослужении тоже не стал церемониться с прихожанами – одному-другому рубанул правду-матушку. Вскоре окружение забеспокоилось о его здоровье, и священнику стали советовать поехать отдохнуть. То есть то, что мы нередко позиционируем как истину последней инстанции, есть ни что иное, как просто наше личное мнение. Недаром говорят, что правды много, а истина одна. И она во Христе. И Христос о себе сказал, что он есть путь, истина и жизнь.
Неонилла Алексеева, по материалам газеты «Восточный Экспресс»