ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Администрации Свердловского муниципального округа
Луганской Народной Республики

ОБЗОР ПРЕССЫ «ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС»: Вечно живые


2025-10-28 14:00:00

«Жди меня, и я вернусь!», или Одна награда на двоих

О Романе Чеботареве рассказала его супруга Елена:
   - Родился Рома 26 января 1982 года в поселке Ленинском. Там ходил в детский сад, в школу, был обычным поселковым парнем. Он всегда жил честно, причем с детства был правильным, потому что четко понимал, как поступать можно, а как нельзя. После школы сразу пошел работать и более 20 лет трудился на железной дороге путейцем третьего разряда, на разъезде Вальяновский, Штеровской дистанции пути.
   Мы жили в одном поселке. Конечно же, друг о друге знали, но близко судьба нас не сводила. Я работала контролером по свету, и однажды зашла к нему по работе. Проверила показания счетчика, а он подошел и спросил: «Что вы делаете сегодня вечером? Предлагаю съездить на ставок!» Это было лето, как раз перед Днем железнодорожника, и на дворе стояла сильная жара. Я сначала насторожилась, ведь он на 8 лет младше меня, к тому же у каждого из нас за плечами был опыт неудачного брака. Но он был настойчив. И я поняла, что это мой человек! Каждый день, проведенный рядом с ним, был окрашен яркими эмоциями, потому что это мужчина с большой буквы. Он был светлым человеком, как золотой лучик солнышка, а еще безотказным, трудолюбивым и добрым. Я плохого вспомнить ничего не могу, мы с ним ни разу не поругались.
   Он любил рыбалку, но меня с собой не брал, говорил, что женщинам там не место. Но это тоже не становилось камнем преткновения, потому что он всегда возвращался с уловом. Рома был парнем рукастым, и голова была полна идей - эдакий «самоделкин». Муж хорошо разбирался в технике, но он и машину ремонтировал, и плотничал. Мы жили в поселке, у его отца. Флигелек очень старенький, поэтому мы хотели сделать в нем хороший ремонт. А еще Рома хотел купить новую машину и поехать к морю. Но этому было не суждено сбыться.
   Мужа мобилизовали в феврале 2022 года. Я пыталась его оставить дома - не раз говорила: «Ром, ну ты в армии не служил, ну куда ты пойдешь воевать?» На что он ответил: «А кто, если не я?!» Другого ответа я и не ожидала, муж никогда не прятался за чужой спиной и смело смотрел людям в глаза.
   Первый раз он позвонил в июне по видеосвязи. Через две недели он приехал на побывку. Я заметила, что он стал еще более мягким и внимательным. Последний раз Роман приезжал домой в конце августа, уезжая он сказал: «Я не сдамся.    Если поступит информация, что я в плену, не верь! Просто жди!» Он всегда носил с собой две гранаты.
   Служил он в артиллерии. Сначала в Алчевске, а потом они передислоцировались в ДНР. Были в городе Северске, в поселке Ямполь, в селе Красное, а погиб он в Клещеевке - это село под Константиновкой.



26 августа он позвонил мне около 18 часов, и мы общались до полвосьмого, а после этого он ушел на задание. На следующий день около 12 часов мне позвонил командир и сообщил что Роман тяжело ранен и отправлен в госпиталь. Я сразу начала искать мужа. Была готова к тому, что он без рук, без ног, возможно контуженный, но надеялась, что живой! Первые полтора-два месяца куда только ни обращалась, и везде говорили: «Ждите!» Потом начала искать его сама: ездила по госпиталям, посылала запросы, дошла до министра обороны и следственного комитета. Именно из следственного комитета мне пришел ответ, что кровным родственникам нужно явиться в Ростов для сдачи ДНК. Мы ездили туда с его мамой. Оказалась, что 27 августа 2023 года командный расчет попал под обстрел запрещенными кассетными бомбами. У мужа были перебиты бедренная и сонная артерии, он умер в течение трех минут. Ему был 41 год. Похоронили Романа на Аллее Славы поселка Ленинский. Посмертно муж награжден орденом «Мужества». Полковник следственного комитета мне пообещал, что Роману будет награда: «Это ваша общая награда, ему за то, что не струсил, а тебе - за то, что искала!»
   У меня детей нет, а вот у Романа есть сын, он живет в Тюмени. Он выехал туда в 2015 году со своей мамой. Поначалу они не общались, но я предложила мужу: «Давай найдем твоего малого!», и к моему удивлению, идея сначала не нашла должного отклика. Но здесь настойчивость проявила я. Мы нашли Влада в соцсетях, и я долго просила мужа позвонить сыну. Под моим давлением он это сделал и нарвался на подростковую грубость. Но я постоянно подталкивала отца к сыну, и когда Рому мобилизовали, они стали нормально общаться. Мне было приятно, когда муж показывал фотографии сына, он просто копия своего отца. А когда приехал на побывку, обнял меня и сказал: «Лен, спасибо, что ты меня заставила позвонить сыну! Он хороший парень!» Ему уже 25 лет, я с ним общаюсь. Теперь он гордится своим отцом. Очень жалеет о том, что они так и не встретились, не обняли друг друга.

«Не волнуйся, у меня все отлично!»

О Станиславе Смолекове рассказала его мама Алла:
   - Родился сын 6 июля 1991 года. Когда мы с мужем поженились, свекровь, у которой двое сыновей, «заказала» девочку. Так оно и случилось. А когда я ждала второго ребенка, она сказала, что теперь нам нужен мальчик. Да пожалуйста, как скажете! Сын у нас две недели после рождения жил без имени. Что ни предложу, а она на каждое имя с ходу придумывала дразнилки. «Вот представь, детвора будет его так называть! Не годится!» - говорила она. А потом я вспомнила, что в советское время была музыкальная группа Стаса Намина «Цветы», и предложила имя Станислав. Свекровь была в восторге и даже не пыталась придумывать очередные дразнилки!
   Учился Стас в седьмой школе, скажем прямо, неважно, но был очень активным. Помню, как он пошел в первый класс: белая рубашка, наглаженные брюки, но мало того, что вернулся оттуда весь грязный, так еще и успел набедокурить. А мне в тетрадке написали, чтобы пришла в школу! Но это было только начало, потом меня приглашали частенько.
   По окончании девяти классов он пошел учиться в 103 училище на повара. Сын очень любил готовить, а свое решение честно объяснял: «В шахту я всегда успею!»
   Помню, когда ему было восемь лет, они со старшей сестрой сами приготовили беляши. Ну, сами понимаете, они были далеки от идеальных: тесто забитое, один маленький, другой огромный. Но как же я их хвалила за это! Затем он отучился и стал профессионалом своего дела. Правда, дома в основном все-таки готовила я. Из домашних блюд Стасу больше всего удавались супы. Они были разными и очень вкусными. Хочу сказать, что муж у меня умер рано, когда дети были еще маленькие, и Стас привык все свои проблемы решать самостоятельно. Работал допоздна, но, когда было свободное время, сын старался что-то сделать по дому. Сажал огород, косил, убирал, а вот прополка - это был не его конек. Он очень хотел купить машину и работать таксистом.



Когда началась всеобщая мобилизация, он работал барменом в ресторане «Империя». Когда пришли военные первый раз, он испугался и спрятался за стойку. Но страх прошел, и он не стал дожидаться пока военные придут во второй раз, сам пошел в военкомат. Мы пытались его отговорить, на что он ответил: «Я уже решил!»
   Он был один из первых добровольцев. Ушел 5 марта и попал в артиллерию. О службе сын особо не рассказывал, а тем более никогда не жаловался, хотя по телефону мы общались почти каждый день. О чем ни спросишь, ответ один: «Не волнуйся, у меня все отлично!» Служил Станислав в Брянке. Потом его перевели в Донецк, в мотострелковую роту, а вскоре он попал в штурмовую бригаду. Погиб в Красногоровке, под Донецком. Их группу послали ночью на задание, но прилетел дрон, прогремел взрыв и осколок попал ему в грудную клетку. Это случилось 3 октября 2024 года.
   Он позвонил мне перед самым выходом на задание, и предупредил, что телефон у него будет отключен. Я спросила, когда мне ждать звонка, на что он ответил: «Может быть, через неделю, может, через месяц, а может, через год!» Это были его последние слова, адресованные мне. Он ушел из жизни в возрасте Христа.



Когда ребята стояли под Брянкой, он познакомился с хорошей девочкой, и вскоре они поженились. К сожалению, деток у них нет. С невесткой мы поддерживаем отношения.
   Посмертно сын награжден орденом «Мужества». Похоронен на Аллее Славы. Конечно же, можно было похоронить рядом с родными, но я решила, пусть сын покоится рядом с ребятами, с которыми вместе служил, многие приходят к нему на могилку.
   Сын был очень добрый, веселый, никогда никому настроения не испортил. Во время службы к ним приблудилась собачка, бойцы накормили песика, назвали Туман. Он так с ними и остался, животное сильно привязалось к ребятам, но больше всех признавало именно Стаса.
   Теперь на стене у меня висит большая фотография сына, и на видном месте рядом с иконкой лежат его медаль, жетон и стопка фотографий. Я до сих пор не могу смириться с тем, что сына больше нет!

Лилия Голодок, по материалам газеты «Восточный Экспресс»

<<<Назад