ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Администрации Свердловского муниципального округа
Луганской Народной Республики

ОБЗОР ПРЕССЫ «ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС»: Вечно живые


2025-12-25 11:00:00

«Да, папка, все нормально будет!»
 
О своем сыне Сергее Лебединском рассказал его отец Игорь:
   - Сережа родился 30 сентября 1986 года, был средним сыном. Отношения между детьми складывались дружеские с самого детства. Они подросли и стали нам с теперь уже покойной женой Олей настоящими помощниками. Живем мы в селе Александровка, тогда держали большое хозяйство, огород, поэтому работы по дому всегда было много. Говорю: «Пацаны, надо же навоз вычистить». Они давай между собой выяснять, чья очередь. Сережка: «Сашка, я вчера вычищал». «Нет, не моя, Виталика очередь». Ну, а тот самый старший, и у него были жвачки в запасе. Он давал младшему одну: «Вычищай! Вперед! Хватайся за тачку». И в шутку, и всерьез выполняли довольно много работы по дому. Вместе с ними заготавливали сено. Это сейчас у меня две, а тогда было 40 соток огорода.
   По окончании 14-й школы Сережа посоветовался со мной и пошел в 103 училище, осваивал профессию повара. Я видел, что сыну это нравится. Особенно после первого курса, когда приехал довольный с практики на предприятии общественного питания в Крыму. Там сложилось все удачно, сын понял, что он на своем месте. Талант к кулинарии у него открылся не сразу, в юности. Мать учил делать салаты. Вот помню «Лесная поляна» с грибами была вкусная. Закончил учебу, стал работать поваром в супермаркете, параллельно поступил в филиал Алчевского университета. Стремился к тому, чтобы расти в карьере по выбранной профессии. Со временем Сережа решил перейти на шахту, чтобы заработать право на получение угля и выйти на пенсию по льготному стажу.
   Его мобилизовали с «Красного Партизана» в 2022 году 20 февраля. На службе был старшим снайпером, заместителем командира взвода, в звании младший сержант, служил в Брянке, Стаханове, Чернухино, Дебальцево. Когда приезжал на побывку, с удовольствием хватался за всю домашнюю работу.



Это был все тот же Сережа. Было видно, что скучает за домашней работой, ведь он всегда был трудолюбивым, обыкновенным колхозным пацаном. Серьезно подходил к жизни, не хватал по верхам, по натуре основательный и ответственный.
   Рыбалка - самое любимое его увлечение, они с двоюродным братом организовали общество рыболовов, в котором состоит около 100 человек, взяв ставок в аренду. Не забуду, как в четырнадцатом году стреляли, а он переживал: «Ой, мне надо на ставок ехать, рыбу кормить». Но и ловить любил: карасей, толстолобов наловит, начистит, разделает. А если много рыбы, так мы вдвоем управлялись: что на жареху, что в морозилку откладывали. Все вдвоем: выращивали в год по четыре поросенка, два из них для себя. Делали паштеты, домашнюю колбасу, зельц, тушенку и топили жир. Все как при Оле было, так оно и оставалось.
   Сын мечтал найти хорошую женщину, иметь детей. С женой Ларисой познакомился через четыре года после смерти мамы, и когда они стали парой, я видел, что он любил и любим, мое сердце радовалось. Карточка с его зарплатой была у жены. Когда приезжал в отпуск, покупки делали вдвоем. Все в их семье было ладно, мечтали купить свое жилье. Я только переживал: «Ну, вот, вы возьмете квартиру, а я останусь один, кому это все надо будет?» «Да, папка, все нормально будет», - сын всегда успокаивал. А расписались они по его настоянию, уже во время службы, для этого приезжал на побывку специально. Спасибо, что Лариса теперь звонит, поддерживает меня.

Погиб сын в Белогоровке 31 мая 2024 года. Ему было 37 лет. Как рассказывали потом ребята, они пошли на задание, в районе фильтрационной станции стали десантироваться с техники... А на них налетели дроны. И все.
   Где-то через месяц нас с Ларисой вызвали в военкомат, вручили документ о том, что сын считается без вести пропавшим. Где только мы его ни искали, писали, звонили во все инстанции: Министерство обороны, Красный Крест Луганска и Москвы. В начале января домой приехал замполит и вручил документ о том, что сына признали погибшим. Считай через полтора года после гибели.
   А похоронили мы Сережу уже в этом 2025 году 14 октября, в Александровке, возле матери. Пока я ждал и искал его эти полтора года, мне было легче. Какая-то надежда была... А вот сейчас. Часто хожу на кладбище, посижу, перекурю с ним, на фото посмотрю и уеду. Его слова, сказанные в апреле, когда он последний раз был дома: «Счастливый человек тот, кто будет похоронен на своей земле», не выходят из головы.

«Мы верим в то, что он жив, и продолжаем его ждать»
 
Об Александре Иванове рассказала его мама Любовь:
   - Наш отец умер рано, поэтому в армии Саша не служил, остался нам помощником. Учиться не хотел, но математику любил и решал задачи даже за старшую сестру. Рано повзрослев, он понимал, что стал главным мужчиной в нашей семье, еще в юности стремился заработать. В перестройку я не получала зарплату, так он собирал на терриконе уголь и продавал. Саша был честным и справедливым. Казалось, не боялся ничего, и, если кто-то был не прав, он мог «все разрулить».
   Родился сын 5 апреля 1984 года, учился в 14 школе поселка шахты №63, по окончании 15 училища работал ГРОЗом на шахте «Красный Партизан», оттуда и ушел в ополчение в 2014 году.
   Женился рано, но сумел стать хорошим отцом для двоих детей, а также дядей для своих племянников, баловал их всех. Сейчас у него уже растет внук. На шахте был звеньевым, не прятался за спины товарищей. После смены работал в такси, нужно было выплачивать кредиты, обустраивать дом, который купили с женой Светланой на улице Халтурина.
Дома любил копаться в земле, выращивал и продавал рассаду, зелень, редиску, сажал огурцы, помидоры, сортовой виноград. Была у них хорошая клубника, фруктовые деревья посадил. Чтобы все это плодоносило, провел воду. Саша брался за любую работу, чтобы заработать для семьи. Шел туда, где мог больше получить, на Одесскую шахту, в поселке Калининский в нефтегазодобывающую компанию. Если нам дома нужна была его помощь, всегда приезжал и помогал. Все в поселке говорят: «Пацан был классный».



Я узнала через три месяца, только по его возвращении, о том, что они договорились с мужиками и всей улицей ушли в ополчение. Мне же сказал, что уехал на рыбалку. Через месяц его жена отвезла детей своему брату и пошла за ним. Там научилась обращаться с оружием, стрелять, также перевязывала раненых ребят. Вдвоем с Сашей воевали у Алексея Мозгового в «Призраке». Пока там были, их дом разграбили мародеры, даже окна вынули.
   Помню, когда в 2014-м внук Илья сломал ключицу и лежал после операции в Луганской больнице со своей мамой Светой, Луганск уже обстреливали. Какими-то правдами-неправдами, Саша отпросился из части, забрал их из больницы и вывез окружными дорогами. Чудом добрались домой, привез и сразу уехал, потому что много времени ему не дали.
   28 февраля 2022 года он пошел служить добровольцем: «Всех моих пацанов забрали, я тоже пойду». Это мы потом с дочерью Мариной узнали, когда он перестал выходить с ней на связь 26 апреля 2022 года. Сын просил мне ничего не рассказывать о том, где он: «Только маме ничего не говори». Дочь его просила: «Что ты там сидишь, возвращайся домой». А он: «Я хочу, чтобы меня поздравляли с 23 февраля и с 9 Мая».



Позже пришло известие, что Саша пропал без вести, было много неразберихи: то сообщали, что он в плену, то, что он в морге лежит. Мы стали искать сына, вместе с дочерью бились во все двери: «Помогите, спасите, что-нибудь сделайте!» Поехали в Луганск, нас сюда вернули. Ничего не знали о нем год и семь месяцев, я 4 раза сдавала тест на ДНК. Для выяснения и помощи мы обращались к военному юристу, и только благодаря этому удалось что-то прояснить.
   Так и случилось, что мы не хоронили Сашу. Нас пригласили на открытие мемориала в Луганск, не мы одни там были. Там нам сообщили, что он погиб в лесах под Рубежным. Саша не должен был ехать на это задание, заменил человека, у которого разболелся зуб. Написали в документе, что погиб 2 мая - видно это дата, когда, его уже нашли. Всех парней очень долго не могли достать из-за обстрелов, а когда доступ стал возможным, похоронили под номером как неизвестного.
   По случайному стечению обстоятельств удостоверение к ордену Мужества, присвоенному сыну посмертно, подписано 9 мая. Снился сын однажды, как наяву, я спросила: «Сашка, ты живой?» А в ответ: «Я живой!»
   В школе, где он учился, открыли парту героя, но мы верим в то, что он жив, и продолжаем его ждать.

Лариса Никитина, по материалам газеты «Восточный Экспресс»

<<<Назад